Правильная и грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем правильнее речь у ребенка, тем яснее и понятнее он может выражать свои мысли, тем активнее идет его интеллектуальное и физическое развитие.
В последнее время количество детей, имеющих различные речевые нарушения, возрастает. Именно поэтому, необходимость оказания профессиональной логопедической помощи является крайне актуальным именно с раннего возраста.
Работа логопеда в ДОУ преследует 2 основные цели – это раннее и своевременное выявление детей с речевыми дефектами, и оказание им соответствующей логопедической помощи.
Данная цель достигается путем решения определенных задач:
- Развитие внимания к звуковой стороне речи.
- Оказание своевременной коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.
- Профилактика нарушений устной и письменной речи.
- Формирование благоприятной среды логопедических занятий, а также воспитание у детей стремления к преодолению речевых дефектов.
- Адаптация используемых методов логопедической работы в соответствии с особенностями и возможностями дошкольников.
- Работа с родителями и педагогами учреждения в отношении пропаганды необходимости логопедических занятий.
Почему помощь логопеда важна именно в раннем возрасте? Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит звуки, к примеру, Л или Р, то особой трагедии на данный период времени нет. Но могут ли родители быть полностью уверены в том, что такое отклонение не помешает ребенку в подростковом или старшем возрасте? Если он неправильно произносит отдельные звуки и, к тому же, у него нарушен фонематический слух, то это может привести к дисграфии в школе или сказаться на выборе профессии. Этого можно избежать, если ребенку будет оказана логопедическая помощь в дошкольный период времени.
Основная форма работы в ДОУ с детьми, имеющими различные речевые нарушения – это индивидуальные и подгрупповые занятия. Этому есть несколько объяснений:
- Необходимость подстраиваться под режим работы ДОУ.
- В обычном дошкольном учреждении приходится работать с детьми, имеющими речевые нарушения разной степени тяжести. Это само собой предполагает индивидуальный подход к каждому случаю.
- Разный уровень сформированности когнитивных процессов у детей.
- Различная способность детей к усвоению одного и того же материала.
- Нестабильное состояние здоровья дошкольников, что приводит к пропускам по болезни, что значительно замедляет коррекционный процесс.
Все это приводит к непостоянству состава групп, что неминуемо накладывает отпечаток на работу логопеда. Ему приходится использовать на практике те методы, которые не так широко освещены в специальной литературе.
Один из таких методов – это индивидуальные занятия с ребенком, имеющим речевые нарушения, в присутствии других дошкольников. Пока ведется индивидуальное занятие, остальные дети играют в игры, подобранные логопедом. В большей степени такой подход был обусловлен экономией времени, но в дальнейшем такая форма показала и другие положительные стороны: повышение мотивации ребенка на успех логопедической работы, большая раскрепощенность, повышенный интерес к речи других детей и т.д.
Основные направления деятельности логопеда в ДОУ
Система логопедической помощи воспитанникам ДОУ включает в себя:
- Диагностическую деятельность. Проводится раннее выявление детей с нарушениями речи, изучение уровня физического, социально-личностного, познавательного и речевого развития.
- Коррекционно-развивающую деятельность. Проводится дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков, обогащение словарного запаса дошкольников.
- Просветительскую работу и консультации родителей и педагогов ДОУ. Проводятся родительские собрания, на которых рассказывается о факторах риска, особенностях логопедической работы. Проводятся консультации родителей и педагогов по поводу особенностей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Методическую деятельность. Она предполагает разработку методических рекомендаций по оказанию логопедической помощи, участие в мероприятиях по обмену опытом, изготовление и приобретение дидактического материала, необходимого в работе, и т.д.
- Аналитическую деятельность. Анализируется проведенная коррекционно-развивающая деятельность, выясняется динамика развития каждого из детей. Проводятся тестовые задания, контрольные срезы, на основании чего подводится итог работы за весь год.
Логопедическая помощь в дошкольном образовательном учреждении позволяет устранить различные речевые дефекты, от которых гораздо легче избавиться именно в раннем возрасте. У детей улучшаются речевые навыки, их речь становится более четкой, ясной и разнообразной, благодаря обогащению словарного запаса. Формируется необходимая база для дальнейшего обучения в общеобразовательном учреждении, а также полноценной коммуникации со сверстниками и взрослыми.